Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Челябинская область,
г. Карталы, ул. Ленина, 1

Наш адрес
+7 (35133) 2-24-24   Приемная

Адрес электронной почты: admn@kartaly.gov74.ru

Город расположен на месте казачьего QD0061141.jpgпосёлка Полта́вский (позже — село Полта́вка, административный центр Полтавского района). Казачий посёлок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района.

Город расположен в 316 км к югу от Челябинска, в 169 км от Магнитогорска, в 190 км от Троицка, в 376 км от Костаная и в 1850 км от Москвы.

Карталинский район находится на юге области. Район (ранее Полтавский) образован 4 ноября 1926 года.

Граничит на северо –западе с Нагайбакским районом, на севере –с Чесменским, на северо - востоке с Варненским, на юге – с Брединским и Кизильским районами. На юго-востоке 55 км границы района с республикой Казахстан является границей Челябинской области и Государственной границей Российской Федерации.

В состав района входит Карталинское городское поселение и 10 сельских поселений: Анненское, Варшавское, Великопетровское, Еленинское, Мичуринское, Неплюевское, Полтавское, Снежненское, Сухореченское и Южно-Степное сельские поселения. Всего в районе находится 48 населенных пунктов, включая районный центр г. Карталы.

Территория района – 4726,38 квадратных километров, включает в себя 48 населенных пунктов, численность постоянного населения – 46,9 тысяч человек, в г. Карталы – 28607 (данные 2018 года).

Карталы сегодня – это крупный транспортный узел. В нем сходятся железнодорожные магистрали четырех направлений: Троицкого, Орского, Магнитогорского и Тобольского. Город Карталы является узловой станцией Южно-Уральской железной дороги ОАО «РЖД». Осуществляется транзит грузовых и пассажирских перевозок в направлениях: города Челябинск и Магнитогорск Челябинской области, город Орск Оренбургской области, город Тобол государство Казахстан. На станции Карталы функционирует железнодорожный пункт пропуска через границу, обслуживающий всех граждан мира.

Автомобильные дороги из Карталов ведут в Челябинск, Магнитогорск, в Оренбургскую область и республику Казахстан.

Будучи расположенным в лесостепной зоне, Карталинский район является наиболее в сельскохозяйственном отношении районом Челябинской области. Это территория, где возделывается пшеница и культивируется мясомолочное животноводство.

Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полта́вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. 1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, россыпью землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий посёлок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.

Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. БлюхераМ. С. КадомцеваМ. В. Калмыкова, братьев Н.Д.И.Д. и П.Д.Кашириных.

В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.

22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени Степана Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.

С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтёры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шёл на заводы Урала.

С 17 апреля 1944 года — город районного подчинения, а с 1963 года — город областного подчинения, районный центр. Развитие поселка, а затем и города Карталы напрямую связано со строительством железной магистрали, которая и сегодня определяет экономику района. Карталы прошли путь от казачьего поселка до города областного подчинения.

В начале 20 века Карталы были небольшим железнодорожным узлом. От небольшой станции железнодорожные линии уходили по трём направлениям: к Троицку, Бредам и ветка, рассекавшая Джабык – Карагайский бор на 40 вёрст без земляной насыпи и доходившая до станции Лес, где находились лесопильные заводы. Эти заводы обслуживали Троице – Орскую железную дорогу и шахты Полтаво - Брединских угольных копей, в которых добывали антрацит и графит. Именно наличие угля в этом районе предопределило строительство железной дороги.

Тридцатые годы — это бурный рост посёлка. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хромистого железняка.
К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы — Акмолинск.

В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.

Экономика города строится в первую очередь на узле ЮУЖД, который является градообразующем предприятием города. Множество предприятий железнодорожного хозяйства. В городе имеется «Карталинский элеватор», выпускающий хлебобулочную продукцию. Предприятия легкой промышленности и торговли, щебневый завод ООО «Строительный камень», ЗАО «Михеевский ГОК» (горно-обогатительный комбинат в Варненском МР), завод «Микромрамор», новый завод по добыче строительного щебня в Полтавском поселении и ряд других. Ведётся разработка и лицензирование компаний на добычу и переработку полезных ископаемых на территории Карталинского района.